Газовые платежи ФРГ в рублях покажут пределы европейских санкций
Санкции ЕС действительно вышли на плато, подтвердил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» политолог Международного института гуманитарно-политическихисследований Владимир Брутер. Многое зависит от позиции ФРГ по оплате за газ врублях.
Рисунок ФБА «Экономика сегодня»
ЕС готовит шестой пакет санкций
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен дала интервью изданию Bild am Sonntag и рассказала о шестом пакете антироссийских санкций ЕС.
Политик отметила, что главным объектом рестрикций должен стать Сбербанк, на долю которого приходится 37% банковского сектора России, а вторым направлением усилий евробюрократии являются энергетические вопросы.
Информационное агентство Reuters отмечает, что ЕС пока не вводил санкции в отношении Сбербанка, и связывает это с тем, что данная кредитная организация наряду с «Газпромбанком» является одним из основных каналов платежей за российские нефть и газ.
Однако против Сбербанка были введены санкции США, которые обвалили стоимость его акций на западной бирже. Брюссель после решений Вашингтона не сможет существенно ухудшить положение главного коммерческого банка РФ.
Российские энергоресурсы нужны Европе
По нефтегазовым контрактам европейцы должны сделать выбор –будут они покупать российское сырье или нет, от санкций против Сбербанка ответ на данную тему независит, это не более чем вопрос издержек для европейской экономики.
Фон дер Ляйен заявила, что Еврокомиссия работает над «умными механизмами», чтобы нефть могла быть включена в новый пакет антироссийских санкций, но без последствий, которые привели бы к увеличению нефтяных доходов РФ.
Глава евробюрократии заявила, что нельзя вводить нефтяные санкции так, чтобы Москва сразу получила сверхприбыль за счет продаж на других рынках. Данный тезис свидетельствует о том, что в Брюсселе понимают: нефтяное эмбарго против российской нефти приведет к резкому росту цен на европейском рынке и сверхдоходам для Москвы.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен
При таком решении в Европе образуется дефицит нефти до 3 млн баррелей в день, который невозможно оперативно компенсировать, а РФ продаст большую часть сырья на азиатские рынки по сверхвысокой цене, поэтому непонятно, кому это сыграет на руку.
Сомнения в нефтяном эмбарго показывают, что ЕС вышел на санкционное плато и не имеет реальных механизмов для усиления рестрикций.
Европейцы идут в психологическую атаку
«Набор европейских санкций постепенно заканчивается. Допустим, введут они газовое эмбарго против России, но ведь на практике оно им самым невыгодно. Если ЕС пойдет на этот шаг, то станет первым, кто от него пострадает», – заключает Брутер.
Россия занимает треть в европейском газовом импорте и половину в германском, заменить эти объемы даже теоретически невозможно.
«Что касается нефтяного эмбарго, то РФ потеряет на нем какие-то объемы и деньги, но от этого вырастут цены, и, скорее всего, произойдет компенсация, а уевропейцев, наоборот, практически сразу возникнут значительные проблемы», – резюмирует Брутер.
Эмбарго ЕС на российскую нефть приведет к росту цен до 200–300 долларов забаррель.
«Рассуждениятакого рода носят характер психологической атаки. Европейцы рассчитывают на то, что Москва не выдержит и пойдет на уступки», – констатирует Брутер.
Вопрос упирается в рублевые платежи ФРГ
Санкции против Сбербанка также чреваты для Евросоюза: после такого решения у Москвы пропадет желание о чем-то говорить с Брюсселем.
Политолог Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер
«Еслипосол РФ в США Анатолий Антонов говорит Западу, что тот украл российские деньги,то становится понятно, что у Кремля заканчиваются терпение и желание ждать и договариваться об обоюдно устраивающем компромиссе», – заключает Брутер.
Многое зависит от того, пойдет ли Германия на оплату голубого топлива по предложенной Кремлем схеме через рублевую конвертацию в «Газпромбанке».
«После того как Германия откажется платить за газ в рублях, Россия должна перекрыть вентиль. Чтобы не было никаких иллюзий: чем меньше мы будем с ними вести дискуссию, тем это будет со всех точек зрения здоровее. Любое нормальное решение означает необходимость для Европы пожертвовать какими-то своими собственными интересами, а то они все время хотят нами жертвовать или украинцами», – резюмирует Брутер.
Европейцы должны понять, что время для дискуссий закончилось и что у РФ имеются контрмеры на любое их действие или решение.