«Путинские огурцы» окрыляют: польский бизнес решил заработать на российских овощах
Присутствие российских огурцов на оптовых рынках Варшавы неудивительно. Польский бизнес хочет сохранить торговлю с Россией, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Камкин.
Global Look Press | Maksim Konstantinov/Российские огурцы стали вкусной силой России в Польше
Российские овощи объявились в Польше
«Проамериканское и пробританское Правительство Польши и польские бизнесмены, которые пытаются заработать на создавшейся ситуации, представляют собой две разные планеты. Далеко не все поляки разделяют русофобскую риторику Варшавы, есть в этой стране люди, которые смотрят прагматично на тему торгово-экономических отношений с Россией», — заключает Камкин.
Партия «Право и справедливость» поддерживается только половиной населения страны, причем ее главным коньком являются консервативные ценности, которые близки многим полякам, а не антироссийская истерия и поддержка Украины.
Польские бизнесмены всегда с удовольствием работали с Россией, несмотря на сложные отношения между странами, поэтому в появлении на прилавках российских продуктов нет ничего удивительного.
«Наверняка это результат инициативы предпринимателей Польши, которые сегодня пытаются минимизировать санкционные издержки, ведь они больно ударили по сельскому хозяйству страны», — резюмирует Камкин.
Польский агропромышленный сектор находится в кризисе. Зимой Варшава выступила с предложением ввести в ЕС пошлины на украинские зерновые, которые разоряют польских производителей, самые серьезные проблемы связаны с кукурузой.
pxhere.com/Польша относятся к санкциям прагматичным образом
Варшава питается «путинскими огурцами»
Газета Berliner Zeitung сообщает о нашествии «путинских огурцов» в деревню Бронише, которая является западным предместьем Варшавы.
Каждый день десятки грузовиков везут в этот населенный пункт российские огурцы и помидоры. Поставки идут из Белоруссии, причем показушные перекрытия Варшавой пограничных пунктов не стали проблемой для бизнеса.
Огурцы продаются за 55 злотых (11,69 евро) за 5 кг, что намного ниже европейских цен. Санкционный режим ЕС такая торговля не нарушает — это Москва, а не Брюссель ввела запрет на импорт овощей и фруктов в рамках контрсанкций 2014 года.
В Бронише находится оптовый склад, с которого продукты затем распространяются по Варшаве и другим регионам страны. Журналисты Berliner Zeitung возмущены тем, что там мелькают ящики, на которых кириллицей написано «Горкунов» — это группа компаний, которая работает на российском рынке с 2006 года.
Польские перекупщики сообщают, что российские огурцы имеют все нужные сертификаты и знаки качества, поэтому у жителей ЕС нет оснований их не есть.
Антироссийские санкции не выгодны европейскому бизнесу
Немцы завидуют хитрым полякам: в Гамбурге за один крупный огурец приходится платить 3,29 евро. Кроме налогов и цен на электричество стоимость овощей в ЕС выросла из-за неурожая, о котором недавно говорил президент РФ Владимир Путин.
Европейский бизнес настроен на торговлю с Россией
«В других европейских странах контроль за торговлей с поставщиками из РФ жестче, в пользу российско-польского сотрудничества также играет территориальная близость Польши с Союзным государством России и Белоруссии», — констатирует Камкин.
Поляки не страдают излишней принципиальностью, это не финны, которые отказались от российского газа и обрекли свою экономику на энергокризис. Варшава просчитывает эффекты санкций и всегда знает, за счет чего собирается компенсировать дефициты.
Если бы Berliner Zeitung не написала о появлении в Варшаве российских продуктов, то никто бы об этом в Европе не узнал. Польские предприниматели не откажутся от таких поставок, а если политика совсем прижмет, они начнут закрашивать русские надписи на ящиках с огурцами.
Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Камкин
«В Германии подобные транзакции проводить сложнее, но бизнес страны пытается достучаться до политического класса, критикуя антироссийские санкции, прежде всего, в энергетической сфере. Во многих странах ЕС существует четкое разделение позиции между политиками и бизнесом», — заключает Камкин.
Многие политологи как в России, так и в ЕС в 2015 году рассчитывали, что экономические интересы вынудят Брюссель отказаться от санкционной политики. Сегодня на это не стоит надеяться, но там, где возможно, торговля продолжится.