«Бояться каждого шороха». Намек из Латвии на аннексию Калининграда может дорого обойтись Литве

Фото: globallookpress/Komsomolskaya Pravda

Заявление бывшего главы МВД Латвии Мариса Гулбиса о желании НАТО «забрать» у России Калининград не без причин вызвало острую реакцию российских чиновников. Эксперты отмечают, что продолжение блокады эксклава РФ рискует перерасти в вооруженное противостояние с альянсом, готовым к аннексии города.

Зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев заявил, что Гулбис «предлагает начать третью мировую войну» и посоветовал латвийскому политику «бояться каждого шороха у двери». Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин в своей манере напомнил, что Калининград принадлежал России в постпетровские времена, а не только по итогам Второй мировой войны.

«Свою родную землю будем защищать. Горе и лютая смерть тем, кто попытается развязать агрессию против России», — заявил Рогозин в ответ на слова Гулбиса.

На жесткий ответ в случае посягательств на территориальную целостность страны намекнули и в Совете Федерации. Глава комиссии по международным делам Владимир Джабаров отметил, что «любая попытка отторгнуть от нас Калининград закончится военным столкновением с Россией». По его словам, Литва, Латвия и Польша станут первыми странами, которые «серьезно попадут в эту мясорубку».

Близкий к руководству «Единой России» политтехнолог Марат Баширов не исключает «критического этапа» конфликта вокруг эксклава: это начало задействования военных сил Белоруссии или в спецоперации на Украине, или в нейтрализации сил НАТО в Прибалтике.

Баширов уверен, что сорванной Турцией спешное вступление Финляндии и Швеции в НАТО связано с планами по аннексии Калининграда, и призывает не закрывать глаза на этот сценарий.

«Мы забираем восточные и южные области Украины, они хотят наш западный анклав», — подчеркнул эксперт.

Попытки решения конфликта

В Вильнюсе решать ситуацию дипломатическим путем не спешат, заняв принципиальную позицию. Еврокомиссия не желает усугублять конфликт с РФ и пытается договориться с Литвой: стране предоставили документ с инструкцией по транзиту в Калининградскую область. Но Вильнюс он не устроил, поскольку создает «дополнительные проблемы» — не исключено, что страна будет «торговаться» с Еврокомиссией.

Пока судьба транзита российских товаров в российский же город остается неясной. Власти РФ не торопятся давать Литве обещанный ответ на практике (например, ограничить подачу электроэнергии в страну), ожидая, когда Еврокомиссия по-хорошему уговорит Вильнюс не обострять экономический конфликт, рискующий перейти в военную плоскость.

«Скидки агрессору побуждают агрессора продолжать вести себя агрессивно. Это верно в геополитике, дипломатии и праве. Я считаю, что ЕС должен как можно сильнее придерживаться и создавать впечатление, что уступок не будет», – заявил глава литовского МИД Габриэлюс Ландсбергис в интервью радиостанции LRT.

ЕК же не выступает против создания транспортного коридора для товарного обеспечения Калининграда, сообщал «Коммерсантъ». Но Вильнюс может наложить вето на решение Еврокомиссии разрешить неограниченный транзит российских товаров через ЕС.

Несмотря на ныне примирительный тон еврочиновников, изначально Литва в решении по Калининграду выполняла санкционные предписания Евросоюза, что не снимает с руководства страны ответственности за ограничение грузопотока на территорию РФ, считает главред портала RuBaltic Александр Носович.

«Представитель ЕК по-своему прав, говоря, что Литва творчески интерпретировала применение санкций. В Вильнюсе могли отказаться применять их по отношению к калининградскому транзиту в связи с договоренностями Литва–Россия–ЕС. Могли сослаться на неприменимость санкций к ситуации, когда товары идут из России в Россию. Но вместо этого в Вильнюсе предпочли дождаться “часа икс” и поставить Калининград и Москву перед фактом», — подчеркнул Носович в Telegram.

Можно лишь догадываться, кто поддерживает руководство Литвы в ее отчаянном решении – Брюссель, Вашингтон или Лондон. Но литовская оппозиция уже раскритиковала власти за то, что те поставили страну на грань международного кризиса с перспективой развития в военную стадию, констатировал эксперт.